Хороший способ экономить в кризис и вне его – наладить торговлю без продавцов, при этом удастся сократить расходы в десятки раз не только на зарплату персонала, но и на аренду. И это не фантастика, а вполне реальное решение для бизнеса как торгового, так и сервисного.
Как работает вендинг и как он развивался? Начнем знакомство с этим направлением торговли с изучения самого понятия вендинга и истории его становления.
Что такое вендинг и вендинговые аппараты?
В дословном переводе с английского vending означает торговлю. Но этот термин относится не к любой торговле, а к продаже с применением средств автоматизации, точнее, специализированных аппаратов, которые заменяют продавца.
Вендинговые аппараты принимают деньги у клиента и выдают выбранный товар. Для клиента это простой и быстрый способ приобрести необходимое, а для бизнесмена – организовать торговлю без привлечения продавца.
Краткая история возникновения вендинговых аппаратов
Идея устройств самообслуживания витала в воздухе очень давно, поэтому нельзя называть вендинг новинкой в мире бизнеса. Применяется такой вид торговли без продавцов более двух тысячелетий.
В некоторых странах (Япония, США) сегодня вендинг очень распространен из-за высоких расходов на организацию традиционной торговли и зарплату продавцов. В России же данный вид торговой деятельности не так популярен, несмотря на более чем вековую историю и солидное советское прошлое (автоматы с газировкой – пример вендинга).
Основные этапы мировой эволюции вендинговых аппаратов:
- появление первых прототипов автоматических продавцов в разных частях света (в Древнем Египте в I веке н.э. функционировал аппарат по продаже святой воды в храме, в Китае в X веке подобный агрегат торговал карандашами; в XVII веке повсеместно распространились табачные вендинговые аппараты в английских трактирах);
- аппараты стали принимать купюры, а не только монеты (с 1960-х гг.);
- оснащение электронными компонентами для безналичных расчетов (в 1980-х гг.);
- дистанционное управление вендинговыми аппаратами и подключение их к Интернет (с 1990-х гг.);
- возможность оплаты покупки с помощью мобильного телефона (с 2010-х гг.).
Все это время усовершенствовались дизайн и интерфейс автоматических продавцов, увеличивалась их функциональность и удобство пользования. Расширялся и ассортимент товаров, предлагаемых вендинговыми аппаратами: сначала распространение получили автоматы, торгующие готовыми напитками и снэками, а с ХХ века перечень товаров был дополнен самыми неожиданными предложениями (страховой полис и свидетельство о разводе).