Дулёво: гнездо фарфорового сокола
Начало фарфорового дела в России оказалось не менее трагичным, чем в остальной Европе, которая в 17 в., поразившись совершенству и изяществу китайского фарфора, принялась за усиленный поиск разгадки тайны восточных мастеров. Тот, кому удавалось всего только приблизиться в своих керамических изделиях к абсолюту китайского совершенства, охранял наработанные секреты пуще жизни.
В Россию европейский фарфор попал благодаря «Великому посольству в Европу» Петра I. Но привозные изделия мейсенского завода были дороги и даже представители высшей аристократии могли позволить себе лишь единичные приобретения. Дочь Петра, императрица Елизавета поручила барону Черкасову создание собственного производства. Для его организации был приглашен шведский алхимик и авантюрист Гунгер, назвавшийся опытным мастером, владеющим тайной фарфорового дела.
В помощники ему приставили однокашника и друга Ломоносова, горного мастера Д. Виноградова. Но Гунгер не допускал его к своим работам, правда, фарфора он так и не получил, и объявленный шарлатаном умер в безвестности.
Виноградов же начал собственные исследования и после множества опытов, наконец, получил приемлемое качество изделий, а после нескольких лет доработок и экспериментов русский фарфор уже не уступал немецкому.
Надо сказать, что барон Черкасов постоянно требовал от Виноградова, и так изнурявшего себя исследованиями, ускорения работ. Доходило до того, что ученого лишали жалования, били плетьми и даже приковывали в мастерской цепью. Проживший всего 38 лет Виноградов скончался от физического истощения. А созданная им мастерская стала вскоре Императорским фарфоровым заводом.
История бренда
Виноградов использовал для своего фарфора сорта гжельской глины, дававшие наиболее приемлемые результаты. Вскоре вокруг Гжели, и до того бывшей центром гончарного производства, появляются фарфоровые мануфактуры, многие из которых к середине 19 в. оказываются в собственности семейства промышленников Кузнецовых. Терентий Кузнецов, расширяя производство, основывает южнее Орехово‑Зуева на Дулевской пустоши у старообрядческого села Ликино новый завод, который после его смерти достается его сыну Сидору.
Сын Сидора, Матвей Кузнецов, получив в наследство Дулевский и другие заводы семейства, создает крупнейшую в России и известную всей Европе фарфоровую империю. Кузнецовский фарфор, который даже в Китае называли «более, чем китайским», покорял покупателей безупречным качеством, колоритным рисунком, необычной цветовой гаммой и национальной самобытностью.
Каждый завод Кузнецовского «Товарищества» имел собственное клеймо, которое, к тому же, неоднократно менялось со временем, и изделия из Дулево не были исключением.
За годы советской власти клеймо завода менялось неоднократно, пока в 1952 г. после Брюссельской выставки фарфора, где первое место заняла дулевская фигурка «Сокол», стилизованное изображение этой птицы и стало фирменным знаком предприятия.
Основные виды продукции
Ассортимент продукции Дулевского фарфорового завода широко разнообразен и постоянно пополняется новыми сериями фаророфаянсовых изделий. Он включает в себя сервировочные наборы:
- чайные;
- чайно‑кофейные;
- столовые.
Отдельные предметы сервировки:
- блюда;
- тарелки;
- бокалы и чашки.
Для профессионального использования в ресторанном и отельном бизнесе в арсенале завода имеются серия HoReCa.
Также завод выпускает широкий ассортимент детской посуды, подарочные наборы, декоративные блюда и тарелки. Особую и традиционную часть дулевской продукции составляет малоформатная скульптура, когда‑то являвшаяся одним из предметов гордости завода: начиная с 18 в. и до совсем недавнего времени фарфоровые статуэтки были непременным атрибутом украшения домашнего интерьера.
Особенности посуды
Широкую известность фарфоровым изделиям из Дулево принес колоритно‑народный стиль росписи. Хорошо узнаваемые цветочные узоры и орнаменты, нарисованные характерными движениями кисти — так называемые агашки, стали фирменным стилем предприятия, который оно, бережно пронеся через свою историю, поддерживает и по сей день.
Торжественно‑яркая, радостно‑праздничная, изысканно‑благородная, белоснежно‑чистая, — вот далеко не полный перечень эпитетов, которыми награждают продукцию завода потребители.
Преимущества и недостатки
Качество дулевского фарфора общеизвестно: недаром завод является практически ежегодным дипломантом конкурса «Сто лучших товаров России». Сырье, используемое для изделий завода:
- природно‑минеральное;
- экологически чистое;
- имеет сертификаты качества и соответствия санитарным нормам.
Главный «недостаток» дулевской продукции — относительно высокая цена.
Но она вполне соответствует как высокому качеству, так и значению всемирно известного бренда с более чем 180‑летней историей. А если сравнить их с ценами на соответствующие изделия европейских компаний, то на этом фоне дулевская продукция выглядит даже намного привлекательнее.
Приобретая японские ножи Kasumi, вы можете быть уверены в их качестве и надежности.
Качественные столовые приборы имеют приятный блеск и звон. Такими качествами обладают приборы Pintinox. Подробно об этом бренде можно прочитать здесь.
Rona - это бокалы с многолетней историей. Подробнее о них можно прочитать по https://vkusologia.ru/posuda/steklo-i-hrustal/rona.html ссылке.
Цены и отзывы
Стоимость наборов посуды и отдельных изделий завода зависит в первую очередь от типа росписи: машинная или ручная.
Например, сервизы столовые:
«Цветение» из 29 предметов — 4826 р.
«Старый сад», 34 предмета — 49 тыс. р.
Чайно‑кофейные:
- «Монреаль» — 7 тыс. р.
- «Дворянский» — 38,8 тыс. р.
Наборы тарелок:
- Классический, 18 шт. — 3,5 тыс. р.
- «Царский», 24 шт. — 6,5 тыс. р.
Отзывы об этой фарфоровой посуде только самые положительные.
Галина Артамонова, менеджер по закупкам:
- С дулевской продукцией многие знакомы еще с младенчества: помню детские тарелки с сюжетами из «Ну, погоди» или милые статуэтки пионеров и балерин, стоявшие у бабушек на этажерках. Когда по работе ознакомилась с каталогом, растерялась вначале: настолько обширный ассортимент — глаза разбегаются. Но при внимательном изучении оказалось, что можно выбрать изделия по вполне приемлемым ценам для кафе среднего уровня и элитные вещи для ресторана с VIP‑клиентами.
Виктор Сергеев, владелец кафе:
- Когда создавал дизайн своего мини‑кафе, взял за основу белый цвет. И посуду хотел подобрать соответствующую: без рисунков, ободков и т. п. Когда мне посоветовали обратить внимание на дулевскую продукцию, возразил: «Там же сплошные розочки и тюльпаны!» Нет! Оказалось существует серия «Белье». Мне подошла идеально: и набор хороший — есть все, что нужно, и цены приличные.