Vkusologia
Назад

Франчайзинг

Слово «франчайзинг» образовалось от старофранцузского слова franc, что в переводе означает «свободный».

В современном французском языке оно трансформировалось во franchir, что означает «освобождать».

Со временем слово перешло и в английский язык, где стало звучать как franchise, что буквально переводится как «привилегия». Именно от английского franchise и появилось русское слово «франчайзинг», означающее экономическое покровительство или привилегии со стороны какой-либо крупной компании партнерам, решившим открыть свое дело.

Основные понятия франчайзинга

Франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором владелец бизнес-модели (франчайзер) передает конкретному человеку или фирме (франчайзи) право (франшизу) на реализацию своих продуктов или услуг.

Франчайзи должен будет осуществлять продажу услуг или товаров франчайзера на тех условиях, которые установит последний. Взамен он получит возможность пользоваться именем, репутацией, маркетинговыми технологиями, механизмами поддержки и экспертизой компании-владельца.

Чтобы стать обладателем этих прав, предприниматель (фирма) должен уплатить компании первый взнос, а затем выплачивать ежемесячные взносы (роялти).

Такой бизнес является своего рода арендой, т. к. на время выплат франчайзи получает право только на использование товарного знака, а не на владение им.

Размеры ежемесячных взносов, которые он должен вносить, оговариваются заранее и прописываются в договоре. Во франчайзинговом пакете, который получит предприниматель (фирма), будет содержаться:Понятия франчайзинга

  • подробное руководство по ведению бизнеса;
  • список необходимого оборудования;
  • описание дизайна и стандартов обслуживания;
  • план проведения рекламной кампании.

Благодаря этому выступать в роли франчайзи может человек, не имеющий ни опыта, ни соответствующих знаний по данному вопросу. Заключение договора франчайзинга выгодно обеим сторонам, т. к.:

  • франчайзи получает возможность вести самостоятельный бизнес, но иметь при этом надежную поддержку со стороны компании-владельца;
  • владелец посредством заключения договора расширяет и укрепляет свой бизнес, не тратя средства на административный комплекс и решение проблем управления.

Виды франчайзинга

По типу соглашения, которое заключают между собой стороны, франчайзинг бывает:

  • деловой,
  • товарный,
  • сервисный,
  • производственный.

Деловой франчайзинг предполагает получение партнером прав на продажу, а также лицензию на данный вид бизнеса. Договор такого типа включает:Виды франчайзинга

  • план ведения бизнеса;
  • инструкцию по обучению персонала;
  • описание дизайна интерьера и внешнего вида сотрудников;
  • план проведения рекламной кампании;
  • схему ведения отчетности и работы с поставщиками.

В сфере торговли чаще всего находит применение товарный франчайзинг. С заключением договора за франчайзи закрепляются следующие права:

  • реализовывать товар, который был произведен под торговой маркой партнера;
  • получать гарантийное обслуживание товара.

Франчайзер вправе требовать от партнера следующее:

  • жестко следовать технологии продаж;
  • обеспечивать потребителей всеми товарами и услугами, которые представлены в ассортименте компании;
  • соблюдать правила пользования торговой маркой.

Сервисный франчайзинг дает право бизнесмену (фирме) оказывать конкретные услуги, а также предоставляет франчайзи оборудование, маркетинговые и рекламные проспекты под торговой маркой партнера.

Франчайзинг производственный заключается в передаче франчайзи компанией-производителем прав на реализацию и изготовление товаров под своей торговой маркой. В данном случае партнер получат от франчайзера:

  • производственный патент;
  • ингредиенты и материалы;
  • технологию производства;
  • план продаж;
  • требования, предъявляемые к качеству товара, объемам производства и квалификации сотрудников;
  • план ведения отчетности.

Компания, выступающая в роли франчайзера, получает выгоду в виде следующих источников дохода:Бизнес франшиз

  • первичных и ежемесячных взносов новых партнеров;
  • наценки на поставляемые товары;
  • прибыли от собственных торговых точек;
  • скидок при оптовых закупках;
  • маркетинговых взносов франчайзи;
  • премий за помощь партнерам при выборе оборудования и помещения;
  • платы за оказание консультационных и управленческих услуг;
  • арендной платы за здания и оборудование;
  • процента за предоставленный франчайзи кредит.

История возникновения и развития

История франчайзинга уходит в глубину веков.

В средневековой Англии франшизой называли определенные торговые места, где жителям разрешалось торговать, заниматься социальной деятельностью, а также собирать налоги.

Франчайзинг современного вида ведет свою историю с 1840 года, когда пивовары Германии стали заключать с хозяевами таверн договоры на право продажи пива своего производства.

Спустя 10 лет идею пивоваров использовал в своем бизнесе Исаак Зингер, начав продавать контракты на право реализации и обслуживания своих швейных машинок в Америке.

В последующие годы США (1870), Германия (1894), Англия (1875) и Япония (1888) приняли законы, предоставляющие франчайзеру право привлекать к суду лиц, посмевших неправомерно использовать в целях личной выгоды их товарный знак.

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков бизнес по этой схеме стали вести крупные концерны, такие как General Motors, Rexall Drugstores, Spar, Ben Franklin и т. п.Исаак Зингер

Новейшая история франчайзинга ведется с начала 50-х годов прошлого столетия. Причиной увеличения производства товаров и услуг послужил всплеск рождаемости, который наблюдался в США после окончания войны.

Новый виток в развитии франчайзинг получил в 60-е и 70-е годы двадцатого века: именно в это время появлялось большое количество несостоятельных франчайзеров, которые, заключая «липовые» договоры, обманывали и разоряли партнеров по бизнесу. Сложившаяся ситуация послужила поводом для создания Международной и Европейской франчайзинговых ассоциаций.

В настоящее время компании-франчайзеры осуществляют свою деятельность более чем в семидесяти странах мира, главными из которых являются Америка, Франция, Япония, Австралия, Великобритания, Германия и Канада.

Популярные франшизы в России

Тенденции развития франчайзинга в России

В нашу страну франчайзинг пришел в середине прошлого столетия. Вести бизнес по такой схеме начали нефтяные компании, которые передавали операторам право использовать свой товарный знак.

Франчайзинг в России имеет все шансы на успех, ведь количество иностранных брендов, появившихся у нас, с 50 в 2001 году увеличилось до 750 в 2008 году, и это не предел.

Главным франчайзинговым сектором в нашей стране является общепит.

Практически все сети фастфудов, которые на сегодня открылись в России, работают по франчайзинговому договору.

Первым таким проектом, который был воплощен в Москве в 1993 году, была франшиза “Баскин Роббинс”. По данным 2011 года, уже 344 сети общественного питания работают в нашей стране по франшизе.

Заключение договора франчайзинга, пожалуй, – самое выгодное вложение средств как для тех, кто хочет заниматься такой деятельностью параллельно с основным бизнесом, так и для предпринимателей, находящихся на старте и желающих вложить средства в дело, гарантированно приносящее прибыль.

Сумма средств, которые предпринимателю придется вложить, чтобы открыть ресторан или кафе по франшизе, зависит от:Baskin-Robbins

  • презентабельности заведения (среднего или высокого класса);
  • расположения;
  • размера помещения;
  • площади ремонтных работ;
  • стоимости оборудования;
  • известности бренда.

Франчайзи, решившийся на заключение договора с западным партнером, должен:

  • иметь стартовый капитал;
  • проанализировать и учесть все нюансы;
  • учитывать, что бизнес потребует адаптации к российским условиям.

пищеварочный котелОткрыть кафе в истинно российском стиле поможет франшиза “Пельмяш”, благодаря которой вы сможете продавать пельмени и другие блюда русской кухни.

Электрический пищеварочный котел поможет приготовить много порций за раз, если в вашем заведении намечается банкет. О других разновидностях данного оборудования читайте здесь.

Кондитерский шкаф поможет не только хранить десерты в правильных условиях, но и выгодно презентовать их. Советы по выбору данного оборудования вы найдете по https://vkusologia.ru/osnashhenie/xolodilnoe/konditerskij-xolodilnyj-shkaf.html ссылке.  

Но, даже учитывая эти особенности, франчайзинг общепита успешно функционирует в нашей стране. Подтверждением тому стал кризис 2008 года, который российские сети фастфуда перенесли практически без потерь, а дорогие рестораны, несмотря на заметное снижение числа посетителей, удержались на плаву.

С 2010 года, когда начала стабилизироваться ситуация, возрастать покупательская способность и требования потребителей к качеству продукции и обслуживания, франчайзинг в нашей стране получил новые перспективы развития.