Слово «франчайзинг» образовалось от старофранцузского слова franc, что в переводе означает «свободный».
В современном французском языке оно трансформировалось во franchir, что означает «освобождать».
Со временем слово перешло и в английский язык, где стало звучать как franchise, что буквально переводится как «привилегия». Именно от английского franchise и появилось русское слово «франчайзинг», означающее экономическое покровительство или привилегии со стороны какой-либо крупной компании партнерам, решившим открыть свое дело.
Основные понятия франчайзинга
Франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором владелец бизнес-модели (франчайзер) передает конкретному человеку или фирме (франчайзи) право (франшизу) на реализацию своих продуктов или услуг.
Франчайзи должен будет осуществлять продажу услуг или товаров франчайзера на тех условиях, которые установит последний. Взамен он получит возможность пользоваться именем, репутацией, маркетинговыми технологиями, механизмами поддержки и экспертизой компании-владельца.
Чтобы стать обладателем этих прав, предприниматель (фирма) должен уплатить компании первый взнос, а затем выплачивать ежемесячные взносы (роялти).
Такой бизнес является своего рода арендой, т. к. на время выплат франчайзи получает право только на использование товарного знака, а не на владение им.
Размеры ежемесячных взносов, которые он должен вносить, оговариваются заранее и прописываются в договоре. Во франчайзинговом пакете, который получит предприниматель (фирма), будет содержаться:
- подробное руководство по ведению бизнеса;
- список необходимого оборудования;
- описание дизайна и стандартов обслуживания;
- план проведения рекламной кампании.
Благодаря этому выступать в роли франчайзи может человек, не имеющий ни опыта, ни соответствующих знаний по данному вопросу. Заключение договора франчайзинга выгодно обеим сторонам, т. к.:
- франчайзи получает возможность вести самостоятельный бизнес, но иметь при этом надежную поддержку со стороны компании-владельца;
- владелец посредством заключения договора расширяет и укрепляет свой бизнес, не тратя средства на административный комплекс и решение проблем управления.
Виды франчайзинга
По типу соглашения, которое заключают между собой стороны, франчайзинг бывает:
- деловой,
- товарный,
- сервисный,
- производственный.
Деловой франчайзинг предполагает получение партнером прав на продажу, а также лицензию на данный вид бизнеса. Договор такого типа включает:
- план ведения бизнеса;
- инструкцию по обучению персонала;
- описание дизайна интерьера и внешнего вида сотрудников;
- план проведения рекламной кампании;
- схему ведения отчетности и работы с поставщиками.
В сфере торговли чаще всего находит применение товарный франчайзинг. С заключением договора за франчайзи закрепляются следующие права:
- реализовывать товар, который был произведен под торговой маркой партнера;
- получать гарантийное обслуживание товара.
Франчайзер вправе требовать от партнера следующее:
- жестко следовать технологии продаж;
- обеспечивать потребителей всеми товарами и услугами, которые представлены в ассортименте компании;
- соблюдать правила пользования торговой маркой.
Сервисный франчайзинг дает право бизнесмену (фирме) оказывать конкретные услуги, а также предоставляет франчайзи оборудование, маркетинговые и рекламные проспекты под торговой маркой партнера.
Франчайзинг производственный заключается в передаче франчайзи компанией-производителем прав на реализацию и изготовление товаров под своей торговой маркой. В данном случае партнер получат от франчайзера:
- производственный патент;
- ингредиенты и материалы;
- технологию производства;
- план продаж;
- требования, предъявляемые к качеству товара, объемам производства и квалификации сотрудников;
- план ведения отчетности.
Компания, выступающая в роли франчайзера, получает выгоду в виде следующих источников дохода:
- первичных и ежемесячных взносов новых партнеров;
- наценки на поставляемые товары;
- прибыли от собственных торговых точек;
- скидок при оптовых закупках;
- маркетинговых взносов франчайзи;
- премий за помощь партнерам при выборе оборудования и помещения;
- платы за оказание консультационных и управленческих услуг;
- арендной платы за здания и оборудование;
- процента за предоставленный франчайзи кредит.
История возникновения и развития
История франчайзинга уходит в глубину веков.
В средневековой Англии франшизой называли определенные торговые места, где жителям разрешалось торговать, заниматься социальной деятельностью, а также собирать налоги.
Франчайзинг современного вида ведет свою историю с 1840 года, когда пивовары Германии стали заключать с хозяевами таверн договоры на право продажи пива своего производства.
Спустя 10 лет идею пивоваров использовал в своем бизнесе Исаак Зингер, начав продавать контракты на право реализации и обслуживания своих швейных машинок в Америке.
В последующие годы США (1870), Германия (1894), Англия (1875) и Япония (1888) приняли законы, предоставляющие франчайзеру право привлекать к суду лиц, посмевших неправомерно использовать в целях личной выгоды их товарный знак.
На стыке девятнадцатого и двадцатого веков бизнес по этой схеме стали вести крупные концерны, такие как General Motors, Rexall Drugstores, Spar, Ben Franklin и т. п.
Новейшая история франчайзинга ведется с начала 50-х годов прошлого столетия. Причиной увеличения производства товаров и услуг послужил всплеск рождаемости, который наблюдался в США после окончания войны.
Новый виток в развитии франчайзинг получил в 60-е и 70-е годы двадцатого века: именно в это время появлялось большое количество несостоятельных франчайзеров, которые, заключая «липовые» договоры, обманывали и разоряли партнеров по бизнесу. Сложившаяся ситуация послужила поводом для создания Международной и Европейской франчайзинговых ассоциаций.
В настоящее время компании-франчайзеры осуществляют свою деятельность более чем в семидесяти странах мира, главными из которых являются Америка, Франция, Япония, Австралия, Великобритания, Германия и Канада.